Пара рассказов, навеянных тульской поездкой. Начало
С.А.Горбова
В воскресенье, 28 мая я в компании членов Общества изучения русской усадьбы посетила ближайшие окрестности Тулы - две усадьбы славянофила А.С.Хомякова Богучарово и Обидимо, усадьбу известного коннозаводчика Я.И.Бутовича, а также бывшие села Яковлевское и Руднево.
Народный барин
Первым пунктом нашего посещения было село Богучарово - ныне поселок Октябрский Ленинского района Тульской области. Первое упоминание о селе относится к 1664 году. Эта земля была отдана царем Михаилом Федоровичем "туленину Демиду Олександру сыну Хомякову".
В 1836 году в честь победы над Наполеоном на месте старого обветшавшего храма был воздвигнут новый. Деньги на строительство были выделены матерью Алексея Степановича Хомякова, которая была похоронена в церкви. Тут же, рядом со зданием храма, захоронены воины, умершие в госпитале от ран, полученных во время войны с наполеоновской Францией.
Сохранность усадьбы произвела тягостное впечатление. Шикарный выставочный зал музея контрастировал с внешним, довольно обшарпанным обликом дома. А когда нас пригласили пройти в одну из квартир, располагавшихся в этом же доме(!), но с другого, менее парадного фасада - там мы увидели еще более удручающую картину. Похоже, слово "ремонт" этой квартире приходилось слышать только во сне. Хозяйка квартиры, женщина неопределенного возраста, выглядела не лучше своего жилища, так что трудно было узнать в ней красавицу, смотревшую на нас со старого, раскрашенного ретушером портрета. Трудно было поверить и в то, что когда-то в этом доме проживал человек, чьим именем Тульская губерния, да и вся наша Россия может по праву гордиться, как и он в свое время гордился своим народом.
Гораздо в лучшем состоянии, чем дом, находится Сретенская церковь усадьбы, построенная в 1836 году, и пристроенная в 1894 году колокольня. Этот ансамбль производит величественное впечатление, хотя и не вяжется с русской сущностью Хомякова. Классический стиль мое сознание всегда отказывается воспринимать как стиль, подходящий для православной церкви. Портики с колоннами всегда напоминают о языческих пантеонах, с которых они скопированы. Еще большее недоумение вызывает колокольня - кажется, будто архитектор строил ее к католическому собору, но в последний момент передумал, а может, ошибся храмом. И появилась в русском селе, в православном храме такая вот причудливая копия знаменитой кампанилы с площади святого Марка в Венеции.
Храм в Богучарово замечателен еще и тем, что строился крепостным Хомяковых - Сергеем Александровым.
Позднее Алексей Степанович хлопотал за Александрова, отправил его на свои деньги в Петербург для получения звания вольного художника.
Надо сказать о необычных отношениях Хомякова с крепостными. Когда-то его прадед стал владельцем поместья в результате … народных выборов. Бездетный тульский воевода Кирилл Иванович Хомяков, живший в имении Богучарово, в старости предложил своим крепостным самим выбрать себе барина из рода Хомяковых. Крестьяне выбрали небогатого, но умного и рачительного племянника Кирилла Ивановича - Федора Степановича Хомякова. Скромный молодой помещик, ставший владельцем огромного состояния, не только смог сохранить его, но и приумножил и привел хозяйство в порядок.
Род дворян Хомяковых, известный с XVI века, был приписан по дворянству к Тульской губернии. Предки Алексея Степановича занимали высокие посты - один из Хомяковых при царе Алексее Михайловиче ведал всей царской охотой. Стольник и тульский воевода Демид Алексеевич Хомяков поставил заслон против татарских набегов и способствовал развитию хлебопашества на тульском черноземе.
В Хомякове удачно соединились наследственные черты рачительного владельца и заботливого, ответственного и любящего свой народ хозяина. Он всегда помнил, что власть была доверена его предку народом. Он не считал частную собственность абсолютной, был уверен, что собственник должен заслужить право владения, что ему всего лишь поручили владеть землей для общего народного блага. Принадлежа к дворянскому сословию, он себя считал повинным в неправомерной приниженности своих соплеменников. "Мы иностранцы, мы господа крепостных соотечественников, - писал он. - Мы обделяем народ и, к сожалению, лишаем его истинного просвещения".
У него было много способностей - поэт, драматург, публицист, историк, богослов, философ, художник, изобретатель и даже… врач-гомеопат. Он увлеченно занимался хозяйством и строительством. Его доходные имения были разбросаны по Тульской, Рязанской и Смоленской губерниям. В одном только Тульском уезде семье Хомякова принадлежало пять сел, среди которых Богучарово и Обидимо, а также сельцо и четыре деревни. В родовом имении Богучарово Хомяков проводил все лето, на зиму уезжая в Москву. В Обидимо, самом большом имении, приобретенном тем же пресловутым прадедом Алексея Степановича, часто бывал и вел хозяйство; здесь, в окрестностях усадьбы им была начата в 1859 году первая в России промышленная разработка каменного угля.
***
По дороге из Богучарово в Обидимо мы неожиданно заметили остатки кирпичных зданий. Любопытство возымело верх над доводами в пользу быстрейшего продвижения к следующей цели нашей поездки, и мы остановили автобус. И нисколько потом не жалели. Нашему взору предстали не одно, а целых два здания (точнее их руины). От местных жителей удалось добиться, что это две церкви бывшего села Яковлевское, а ныне поселка Ленинский - Казанская и Успенская. Где которая - сельчане уже забыли, видимо за ненадобностью. Горько было сознавать, что в немаленьком поселке, являющемся районным центром, два церковных здания стоят заброшенными. Похожую картину мне довелось наблюдать в Калужской области - когда в небедном селе Боровенск погибал огромнейший, двухэтажный красивейший храм бывшего монастыря. И в то же время в маленьких, умирающих селах люди пытаются своими силами возродить церкви.
Выяснилось, что село это не было известно ни одному из членов нашей экспедиции. На счет одного из зданий возник спор - храм это, или жилой дом? В сомнение краеведов ввергло то, что церкви ориентированы по-разному - одна, как и положено - на восток, а другая на юг. Однако, насколько мне известно, аналогичный случай имел место и в Коньково - одна из церквей, бывшая Сергиевская, сохранившаяся до сих пор, ориентирована на север - на Троице-Сергиеву Лавру. Вторая, разрушенная еще в XIX веке, судя по всему, была ориентирована на восток.
***
В Обидимо, куда мы приехали вскоре, когда-то была усадьба, парк, сейчас осталась построенная на рубеже XVII-XVIII веков еще при прежнем владельце К.А.Нарышкине, троюродном дяде Петра Первого церковь Рождества Богородицы, которая сейчас восстанавливается.
От деревянного барского дома сохранились лишь остатки фундамента, у въезда в усадьбу из села Яковлевское уходит еловая аллея, ведущая к старому кладбищу - Аллея скорби, а в 10 метрах от церкви стоят две вековые липы-"стражи". От остальных посадок, любовно спланированных и выращенных Алексеем Степановичем, остались лишь нечеткие следы.
Хомяков - типичный помещик, добрый русский барин, хороший хозяин, органически связанный с землей и народом. Он был прекрасным охотником, большим специалистом по охотничьим собакам. Он смастерил ружье, которое било дальше обычных. Он изобрел сельскохозяйственную машину - сеялку, за которую даже получил патент. Он нашел средство от холеры, устроил винокуренный завод, лечит крестьян, сам занимается хозяйственно-экономическими вопросами.
Хомяков с самого начала поставил себя в особые отношения с крестьянами. Он часто созывал мирские сходы, выслушивал все требования и жалобы. Он заменил барщину оброком, рабочим дал вольную и платил жалование. За много лет до отмены крепостного права писал проекты об освобождении крестьян. Когда правительство решило провести крестьянскую реформу, Хомяков предложил свой опыт, который был частично использован в масштабе всей страны.
Алексей Степанович был сторонником самодержавной власти, но выступал за либеральные реформы: созыв Земского собора, отмену крепостного права и смертной казни, организацию суда с участием присяжных заседателей, свободное выражение общественного мнения. В 1858 году на дворянском съезде в Туле он вместе с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым настаивал на освобождении крестьян с наделом земли за выкуп. Но дожить до крестьянской реформы ему не удалось. 23 сентября 1860 года он умер от холеры в селе Ивановском Рязанской губернии (сегодня это Данковский район Липецкой области), где успешно лечил крестьян.
После его смерти крестьяне "плакали навзрыд". "Дай Бог всем такого барина: малютки не обидит!" - так говорил о Хомякове один из богучаровских крестьян. Сильно сожалели о нем и в смоленских имениях.
***
Время, в которое сформировалась личность Хомякова характеризуется пробуждением русского национального самосознания, "духовной встряской" после повального и безрассудного увлечения западной культурой. Война 1812 года возродила в русских сердцах любовь к Отчизне, а в наиболее прогрессивных русских умах сомнение в ценностях западного мира. Трудный исторический путь славянства воспитал в наших народах совершенно иные, нежели в западном мире ценности, а в наших людях совершенно иной менталитет.
Споры между возникшими в те годы движениями западников и славянофилов велись преимущественно вокруг значения европейского опыта для России. Чаадаев и другие западники не находили в прошлом нашей страны ничего достойного сохранения и развития. Реформы в их понимании означали лишь копирование европейского пути развития, революционное свержение самодержавия.
Славянофилы же видели будущее России в преемственности народных традиций, православии, гражданских реформах в противовес насилию. Их часто обвиняли в национальной ограниченности и замкнутости, в пренебрежении опытом западной культуры и цивилизации. Однако упреки эти безосновательны. Славянофилы никогда не отказывались от того, что "было и есть доброго в жизни Запада и подчинение заимствованного истинным, высшим русским началам". (И.В.Киреевский)
Даже в отношении зарубежной литературы Хомяков приветствовал наличие цензуры "не мелочной, не кропотливой, а цензуры просвещенной, снисходительной и близкой к полной свободе". По мнению Хомякова роль цензуры должна заключаться не в подавлении общественной мысли и общественной критики, а в сохранении нравственного добра. Ах, как не хватает сейчас Хомякова в противовес поборникам безграничной "свободы слова"!
***
На воспитание Хомякова гораздо большее влияние, чем отец, оказала мать - Мария Алексеевна, урожденная Киреевская, женщина властная и энергичная, с твердыми и глубокими убеждениями - религиозными, политическими, общественными, ревнительница всего русского и православного. Детям она привила строгие, почти аскетические правила. Отец же Алексея был человек слабохарактерный, бесхозяйственный, но обширно начитанный и весьма интересовавшийся литературой своего времени. Он привил сыну интерес к литературной жизни, любовь к книгам и просвещению. Своим детям Хомяковы дали прекрасное домашнее образование. Алексей Степанович знал несколько европейских языков, владел латынью, старославянским, позже выучил греческий. К 15 годам он знал 8 языков, а всего изучил 24.
Преподавателем русской словесности у одиннадцатилетнего Алексея был А. А. Жандр, писатель и друг Грибоедова и Катенина.
В 14-летнем возрасте Алексей стал вольнослушателем Московского университета, который закончил в 17 лет со степенью кандидата математических наук. В дальнейшем А.С.Хомяков постоянно совершенствовал и пополнял свои знания, чему способствовали систематический труд, пытливый ум, любовь к книге и богатая библиотека отца, на которую не жалели деньги его родители, и которую Алексей значительно пополнил.
В юности А. С. Хомяков сблизился с братьями Веневитиновыми - Дмитрием и Алексеем, и вместе с ними продолжали образование под руководством доктора философии Глаголева, слушая на дому лекции профессора университета Щепкина по математике и Мерзлякова по словесности.
На протяжении всей жизни Хомякова связывали тесные узы дружбы, как и родства с еще одним славянофилом - И.В.Киреевским. В друзьях у него ходили Михаил Погодин, братья Аксаковы.
В его доме на Собачей площадке собирались друзья-славянофилы, бывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, бывший к тому же близким другом семьи Хомякова и крестным его сына. Алексей Сепанович был в родственных отношениях с Грибоедовым и Тургеневым.
Первые стихотворения Хомякова увидели свет в альманахах Рылеева и Бестужева "Полярная звезда". Он участвовал в философско-эстетическом кружке "любомудров", занимался переводами из Вергилия и Горация, а в 1821 году впервые выступил в печати со своим переводом с латинского "Германия" Тацита (причем перевод был сделан им в пятнадцатилетнем возрасте). О его трагедиях положительно отзывались Пушкин и Белинский.
Несколько лет Хомяков занимал пост председателя Общества любителей русской словесности при Московском университете, которое активно занималось популяризацией русской литературы, собиранием произведений устного народного творчества.
В 1836 году он сочетается браком с Екатериной Михайловной Языковой, сестрой поэта. Это был на редкость безмятежный и безупречный союз. Хомяков был счастлив в браке, впрочем, как все славянофилы. О счастье семейном он говорил, что "оно одно только на земле и заслуживает имя счастья". И общественные отношения, по его мнению, должны были строиться по образцу отношений семейных. Идеалы семьи для него, как для настоящего славянина всегда были превыше меркантильных и индивидуалистских западных установок. "Не верю я любви к народу того, - говорил он, - кто чужд семье. Нет любви к человечеству в том, кто чужд народу".
***
Значительную часть жизнь Хомяков посвятил службе в армии. Еще в 17-летнем возрасте, узнав о греческом освободительном восстании, пытался бежать на войну. А уже через год определился на военную службу в Астраханский кирасирский полк.
От офицеров-однополчан он отличался спартанскими качествами, удивительными способностями во всех военных дисциплинах, неукоснительным соблюдением постов и целомудренным образом жизни. Мать Хомякова взяла со своих повзрослевший сыновей клятву в том, что они будут хранить целомудрие до брака, и Алексей эту клятву сдержал. Во время войны с Турцией участвовал в сражениях, был ранен, однако никого не убивал, чему потом был очень рад.
Там же, в Турции, он озаботился судьбой западных славян. Болезненно отреагировал на усмирение польского восстания 1831 года. Перед смертью еще раз был на Балканах, встречался со многими сторонниками возрождения государственности западных славян.
Во время службы познакомился со многими будущими декабристами, однако взглядов их не разделял. Он осуждал всякую революцию, смутной Франции предпочитал консервативную Англию с ее устойчивыми нравственными традициями.
В споре с Рылеевым Хомяков доказывал, что из всех революций самая несправедливая - военная. "Что такое войско? - говорил он. - Это собрание людей, которых народ вооружил за свой счет: оно служит народу. Где же будет правда, если эти люди в противоположность своему назначению начнут распоряжаться народом по своему произволу".
***
Несмотря на то, что Хомяков защищал самодержавие, правительство усмотрело в его трудах вызов существующему строю. Поэтому при жизни его не признавали в официальных кругах. Да и последующая советская власть его не жаловала, поскольку он был противником революционного развития России.
Работы Хомякова, так же как труды других русских философов не изучают в университетах. Считается, что единственным, кто попытался построить более-менее стройную систему миропонимания, был Соловьев.
Хомяков не оформил свои взгляды в систему возможно отчасти по своей лени, возможно из-за некоторой сумбурности характера. Да и строили русские мыслители свою философию не на европейско-рациональном, а на православно-духовном фундаменте. По словам Н.А.Бердяева, Хомяков был единственным человеком своей эпохи, не подчинившим свою веру философии. Наверное, поэтому он не может считаться настоящим философом, будь он хоть тысячу раз более прав.
Однако разве не полезен будет опыт славянофилов, их попытки найти и сохранить все хорошее, что есть в русской культуре, русском характере нам, так безответственно теряющим свое национальное достояние в погоне за нарисованными "процветающим" Западом идеалами?
Остается надеяться, что теперь, когда мы начинаем отряхивать с себя всю наносную шелуху, весь впитанный нами за последние столетия "западный" мусор и оглядываться к своим истокам, работы Алексея Степановича и других славянофилов наконец-то займут достойное место в сокровищнице российской национальной мысли.
Использованная литература:
Н.Ф.Челищев. Слово потомка.//Хомяков А.С. Избранное. Тула, 2004 год.
Хомяковские чтения. Материалы научно-практических конференций 1994-2002 годов.
Н.А.Бердяев. Алексей Степанович Хомяков как личность.// Хомяков А.С. Избранное. Тула, 2004 год.
Русский Биографический Словарь
Материалы Библиотеки Максима Мошкова
|